Десять месяцев в Белграде. Скоро год. Что можно сказать, бре... Хуже всех приходится тем, кто воспринимает этот этап как временный, перевалочный на пути обратно домой (ну, вы понимаете) или в «нормальную Европу». А здесь как бы все ненастоящее, не надо пытаться ассимилироваться, можно только быть всем недовольным, бубнить и ругать все вокруг.
Я считаю, что в целом держусь неплохо, даже очень. Тоска по дому никуда не уходит (и не уйдет, это я понимаю). Но я привыкаю, честно ищу хорошие стороны и продолжаю жить. Именно здесь и сейчас, без долгосрочных планов и загадываний. Очень помогает какое-никакое знание языка. Когда говоришь по-сербски, своей, конечно, не становишься, но расположишь к себе гарантированно. Когда честно говоришь «први пут овде сам» («я здесь в первый раз»), таксист, выключив счетчик, будет кружить, пока не найдет нужный дом. Если не можешь разобраться со счетом и просишь помочь, девочка в менячнице спокойно заполнит его за тебя, а очередь не станет возмущаться.
Язык и искренний интерес к происходящему вокруг, подмечание интересного, смешного, трогательного вывозят очень сильно. И люди. Разумеется, люди. Был момент, когда уже здесь, в Белграде, внезапно получив ножом в брюхо, задумчиво разглядывая собственные вываливающиеся внутренности и гадая по ним, как гаруспик, справлюсь ли, не была уверена. Но люди, которые люди, оказались рядом. И, что бы ни происходило с нами дальше, продолжу ставить на людей (хотя не на человечество в целом), на любовь — друг к другу, к жизни, к себе. И на счастье просто быть рядом. Живыми.